День 180

Читаю книжку «От Киркегора до Камю», которую недавно купила на барахолке. К слову о ДНВ/ПШ, праздности, работе и «плоской эмпирии», ярким примером которой является, в частности, этот блог:

Изучение жизни в одинаковой мере предполагает и активное в ней участие, и время на её теоретическое или художественное осмысление. Эта труднейшая работа по осмыслению жизни выглядит часто как «уход от жизни», как «замкнутость», «изоляция» от общества. На самом деле в этот период происходит, может быть, наибольшее её постижение; во всяком случае, этот период представляет собой важнейшее звено в познании жизни.

История философии, история науки, история литературы и искусства свидетельствуют о том, что гениальные открытия и произведения достигались в ходе гигантской работы ума и сердца, что, естественно, требовало «отказа от жизни», сосредоточении на исследовании проблем, поставленных самой жизнью, как говорится, уход в работу с головой, отказа от многих прелестей обычной, размеренной жизни. И, напротив, когда человек постоянно включён в процесс повседневной быстротекущей жизни и не хочет или не имеет возможности сосредоточиться на её осмыслении, то какой бы интенсивной ни была его деятельность и желание познать жизнь, он никогда не будет в состоянии постигнуть её основных закономерностей и смысла. Результат подобной «теоретической» деятельности — это нескончаемый, монотонный поток слов, выражающий лишь видимость познания действительности, видимость теории, и на самом деле представляющий плоскую эмпирию, отъявленную схоластику, отгораживающую человека от полнокровной жизни и действительности стеной отчуждения и непонимания. 

И ещё одна цитата, на этот раз напрямую от Киркегора:

Что такое поэт? Несчастный, переживающий тяжкие душевные муки, вопли и стоны которого превращаются на его устах в дивную музыку. Участь его можно сравнить с участью людей, которых сжигали заживо на медленном огне в медном быке Фалариса: жертвы не могли потрясти слуха тирана своими воплями, звучавшими для него дивной музыкой. И люди толпятся вокруг поэта, повторяя: «Пой, пой ещё!» — иначе говоря, — пусть душа твоя терзается муками, лишь бы вопль, исходящий из твоих уст, по-прежнему волновал и услаждал нас своей дивной гармонией. Требование толпы поддерживают и критики: это верно, так и должно быть по законам эстетики! Критик, впрочем, тот же поэт, только в сердце его нет таких страданий, а на устах музыки. Оттого, по-моему, лучше быть пастухом, понятым своим стадом, чем поэтом, ложно понятым людьми!

Ну а в качестве иллюстрации — Шанюля и Коконя, которые прочитали это всё и как бы говорят: «Чё за бред?»

DSC08808 копия

29 июня 2017

Оставьте комментарий